Святки на Руси: празднуем, колядуем, гадаем
Вновь Рождество волшебной сказкой,
В наш дом тихонечко войдёт,
Наполнит сердце тихой лаской
И все невзгоды унесёт!
Семейный праздник пусть отныне
Любовью всех объединит.
И доброта нас не покинет,
И жизнь сияньем озарит!
Пусть мир вокруг цветёт надеждой,
Пусть чист и светел будет он,
Пусть только радостью безбрежной
Всегда наполнен будет сон!
Пусть жизнь всегда бывает в радость,
И пусть тебя забудет грусть,
Пусть не найдёт тебя усталость,
Лишь только счастье будет пусть!
С наступлением зимних праздников люди становятся добрее, сердце наполняется любовью и умиротворением. В ожидании чуда и волшебства проходят все новогодние каникулы. Кто-то верит в Деда Мороза или Санта Клауса, кто-то загадывает заветное желание под бой курантов, кто-то надеется начать с нового года новую жизнь. Атмосфера праздника витает прямо в воздухе. Давайте вместе окунёмся в историю и узнаем истоки происхождения русских святок...
...Христианство пришло к нам в 988 году из Византии. Князь Владимир Красное Солнышко покрестил Русь, вытеснив древнюю религию славян – язычество. Полностью искоренить пережитки языческих верований так и не удалось. Слившись с древнеславянской культурой, христианство дало исключительно своеобразное явление. Многие языческие празднества, ставши христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.
Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно на этот же период приходился Праздник зимнего солнцестояния. Это время, когда день удлиняется, а ночь становится короче. Просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — «Коляда» открывал череду рождественских праздников (с 6 по 19 января), которая называлась «Святки». В Святки никто не брался ни за какую работу. Люди верили, что в противном случае жди несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) По другой версии это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности являли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. В период святок принято гадать на будущее. Молодые незамужние девушки верили, что с помощью гадания можно узнать свою судьбу и увидеть суженого-ряженого. Мне сразу вспоминается отрывок из поэмы Василия Жуковского «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Церковь очень жестоко осуждает гадающих. По православным канонам гадание — это общение с нечистой силой, с сатаной. Также гадание — смертельный грех. Поэтому тех, кого уличали в гадании и ворожбе, могли и вовсе отлучить от церкви. Святками называется период так называемых «святых» дней, от Рождества и до Крещения...
У меня это время ассоциируется с песней Наташи Королёвой «Зимние месяцы»:
Зимние месяцы, зимние месяцы – долгие вечера.
Ты согревай меня в зимние месяцы, ты мне желай добра.
От Рождества до святого Крещения будем с тобой вдвоём.
Зимние месяцы, зимние месяцы вместе переживём!
Действительно, так приятно проводить зимние праздники в кругу семьи, рядом с близкими и любящими людьми.
...Вечер под Рождество назывался Сочельником — от слова «сочиво», что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы с добавлением сухофруктов, меда и патоки. Это угощение ставили под образа на сено, как дар нарождающемуся Спасителю. До первой звезды ничего не ели. Шли на Всенощную в храм. Крестьянин приносил в избу охапку сена, которое торжественно складывалось на лавку в «красном углу». Рядом укладывали сноп необмолоченной ржи или пшеницы и кутью — специальную кашу из пшеничных зерен и ячменя. В древности это был дар богу Велесу, а со временем, потеряв языческий смысл, стал восприниматься как символическое изображение Рождества Христова.
Разговлялись после Рождественского поста (28 ноября – 6 января) за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были различные яства и лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Гадание заключалось в следующем: из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким — готовься к неурожаю.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Святки невозможно себе представить без колядок. По словам знаменитого историка Карамзина, Коляда был у язычников богом пиршеств и мира. Колядовщиков нельзя было не принять — еще и потому, что можно было услышать много нелестного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными и колядовщиков, как правило, обильно угощали.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки...
Когда я сама ещё училась в школе, то участвовала в фольклорном ансамбле «Праздник». Наш руководитель, Елена Владимировна Москвитина, многому меня научила. Мы воспроизводили старинные обряды, шили народные костюмы, пели русские народные песни и ставили сценки. Каждую зиму мы ходили по нашему посёлку и колядовали. Колядовщиков ещё называют ряжеными. Мы разучивали специальные весёлые песенки – колядки. Вот, например:
Коляда-моляда
Ты подай пирога,
А не дашь пирога –
Сведём корову за рога!
Заканчиваются весёлые святки Иорданью — водосвятием на Крещение. Самые смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр. Несколько недель, отделяющих Крещение от масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными. В народном календаре выделяется неделя «всеядная», или «сплошная», названная так потому, что церковь разрешает употребление скоромной пищи в течение всей этой недели, даже в среду и пятницу — традиционные постные дни. Вспоминаю некоторые строчки из народной песенки:
Мы Рождествен пост весь проспали, люли весь проспали.
А мы мясоед прогостили, люли прогостили.
Заключительная неделя Рождественского мясоеда называлась «пестрой». Иногда погоду масленицы определяли по «пестрой» неделе: «Какова пестрая, такова и масляна». По церковным правилам в среду и пятницу на «пестрой» неделе нужно поститься, то есть вводится пестрота — «мясоястие перемежается с постом». Народное название недели было обусловлено церковными правилами. Закрепившись, название «потянуло» за собой круг значений, которыми наделено слово «пестрый» в русском языке, — ненадежный, неоднородный. Это привело к некоторым запретам, совершаемых на данной неделе: «Пестрая» неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься, не венчаться...
В русском народе очень много интересных обычаев и обрядов, связанных с зимой. Но одно можно сказать точно: зима для русского человека – это всегда веселье, снежки, колядки, смех и гадания!
Отзыв написан 13 декабря 2013 в 05:02
Уважаемая Надежда, христианство и язычество — это две взаимоисключающие вещи. То, что в сознании русского человека это смешалось в одну однородную массу серо-коричневого цвета, очень плохо. Как нельзя «смешивать Божий дар с яичницой», так нельзя смешать Иисуса Христа с колядками и гаданием. Я понимаю, что то, что вы написали, разделяется многими т.н. православными христианами в России, но поддерживать это подобными статьями — означает идти против Бога. Вот что говорит Библия о магии и гаданиях:
«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего…(Книга Второзаконие 18:10-12)»
Или так: «Ворожеи не оставляй в живых.(Книга Исход 22:18)»
Надеюсь, вы правильно поймёте мой комментарий. И пусть Господь подскажет вам, что надо сделать с этой статьёй.
С уважением,
Илья Тюрин.