Красоту творят люди: неглюбские рушники
Всем привет! Сегодня вновь поговорим о народных промыслах. Прошлый мой экскурс в село Жостово, судя по комментариям, вам понравился. Продолжая тему рукоделия, поговорим о неглюбских рушниках. Давайте мысленно переместимся в небольшую белорусскую деревеньку Неглюбку и представим искусных мастериц, корпящих над своей работой.
Для справки:
Рушник — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Эту историю я прочитала в старом номере журнала «Крестьянка». Автор Н. Максимов. Отрывки из статьи публикую ниже.
«Белорусская деревня Нёглюбка, что находится в 60 километрах к северо-востоку от Гомеля, издавна славится своими ткачихами. Некогда это была настоящая глухомань, куда ссылали провинившихся монахов из Киево-Печерской лавры (отсюда и название — Неглюбка: место, не любимое богом).
На сто верст вокруг — леса да болота, земля песчаная, бедная, на такой не забогатеешь, едва концы с концами сводили. Вот и развивалось здесь ткачество: и себя одеть, и приработок, когда продать удастся. Все — от онучей до головных платков — сами для себя и делали...
...Сейчас жизнь, конечно, другая. Хорошая дорога связывает деревню с районным центром Веткой, а оттуда — рукой подать до Гомеля. И одежду себе давно не ткут, хотя по праздникам нет-нет да и вытащат из сундуков красочные старинные платья — уж больно хороши, как не покрасоваться! И рушники вроде бы давно из обихода вышли повсюду, а здесь в любой хате только по стенам их с десяток насчитаешь.
Рушники прелестные: многометровые, и на каждом узоры с такими милыми названиями — «кривули», «пауки», «редька», «яблонька», «мышиная стежка», «медведь на желудях»...
Не утратили деревенские мастерицы своего замечательного искусства. На четырнадцать улиц — шесть золотых медалей ВДНХ СССР. А также дипломы международных, всесоюзных, республиканских выставок! Когда демонстрировались неглюбские рушники в Нью-Йорке, работники Метрополитен-музея упросили уступить им хоть один для своей коллекции, потому как у них никто такого не делает.
— Раньше, как подрастет девочка, поножи достает сама,— так ее за кроены и сажали,— рассказывает Анна Александровна Шевцова. — Иначе и нельзя было: если ткать не научилась — замуж не выйдешь, беги из деревни. А как свадьба, в доме жениха смотрины: развешивают сделанные невестой рушники. Вся деревня придет смотреть, искусна ли молодая, каковы ее трудолюбие, терпенье, вкус. Чуть что не так — позора не оберешься. Судьи-то куда какие строгие были, не чета сегодняшним, на выставках...
По секрету если, так и сегодня для себя вещи куда лучше делают, чем те, что в музеях. В нашем цеху-то были? — Это она про открытый в деревне филиал Гомельской фабрики художественных изделий, где ткут рушники на продажу.— Бедновато у них, так?.. Ладно уж, покажу, что ли, свои богатства...
И вот из раскрытого сундука полились на нас разноцветными ручейками льняные рушники. Бесконечно длинные, переливающиеся всеми цветами радуги, мягко ложились они на пол у ног хозяйки.
— Вообще-то мы всегда в три цвета работали — белый, красный и черный,— рассказывает Анна Александровна.— Да ведь раньше-то откуда было и краски взять? А сейчас нитки многоцветные, вот мы и балуемся, фантазируем...— И, немного помолчав:— Традицию нарушаем. Художники не одобряют, а нам нравится!.. Вот и племянницу Аллу по-своему учу. Она у меня и пряжу готовит, и нитку сукает, и красит... Да, все нужно знать.
— А как на это в школе смотрят? — интересуюсь я. В неглюбской средней школе на базе кружка юных ткачей организовано производственное обучение. С шестого класса начинают девочки осваивать ткачество. Сначала на маленьком двухремезном станке. С виду он обычной игрушкой кажется, а поди ж ты: через год на этом лилипуте уже делают красивые салфетки. Освоившись, переходят на настоящие кросна.— В школе своя программа, строго следующая традициям народного искусства. А вы, выходит, вопреки ей действуете?
— Ну, лишнее ученье никогда никому не мешало,— строго смотрит на меня Анна Александровна.— Мы-то всю жизнь учились, потому, может, и умеем кое-что».
Вот как раньше умели украшать свой быт мастерицы! Можно только подивиться их умениям! В современном мире принято не вышивать рушники, а украшать свои автомобили. Целое искусство даже существует — нанесение различных рисунков на ваше авто, профессиональная покраска, перетяжка — от матовых плёнок до винила — машину изменят до неузнаваемости!
Отзыв написан 06 мая 2010 в 04:41
Красиво, что тут сказать. И это все своими руками. Да сейчас женщины больше бизнесами руководят, нежели что-то такое делают.
У нас дома есть льняная скатерть, которую бабушка сделала сама. Мама ее очень бережет.
Кстати Надюша, эстафету передала. Напиши нам про своего дедушку, чтобы мы все помнили!!!
Комментарий написан 06 мая 2010 в 05:41
девушки в процеесе подготовки приданного для себя, вышивания, прядения воспитывали в себе женские качества, которые позволяли строить отношения в семье. Ведь тогда не было тренингов для женщин, консультантов семейных , а семей счаситливых было больше
Откомментчено 06 мая 2010 в 06:02
@ Виктория:
Спасибо, Вика! Сегодня пост подготовлю
@ Алтынникова Екатерина:
Абсолютно согласна! Такое рукоделие не только позволяет украшать одежду и дом, но и тренирует терпение, спокойствие. В семейной жизни без этих качеств не обойтись!
Сообщение написано 06 мая 2010 в 12:03
Сколько терпения надо для всего этого! Да ещё и ведь при свечах вышивали!
Комментарий отправлен 06 мая 2010 в 18:07
Действительно красиво! Это ж сколько усидчивости и терпения нужно!
Мы на труде в школе плели на коклюшках кружева, так уставали! Ужас, какое это всё кропотливое занятие!
А в Белоруссии действительно много умельцев, у меня там родственники живут в Гомеле.
Отзыв отправлен 07 мая 2010 в 04:44
Ничего не скажешь — КРАСОТА!
Сообщение отправлено 10 мая 2010 в 20:30
Действительно красота! И сколько в нее нужно вложить терпения и труда!
Опубликовано 20 мая 2012 в 11:35
ЖАҚСЫ
)
Отзыв опубликован 05 октября 2012 в 07:37
Я не согласно с тем, что рушник вышивали в ручную, цветные нитки сразу заправлялись в кросна.